Настройка взаимодействия Exchange 2010 SP1 и Communications Server. Часть 1. Exchange UM

Голосовая почта Exchange 2010 Unified Messaging (Exchange UM) на русском языке уже доступна для скачивания, а значит, настало время поговорить об основных нюансах конфигурации Exchange UM. В этой статье я постараюсь подробно описать процесс настройки взаимодействия Exchange UM и Communications Server (CS). Хотя взаимодействие стало возможно ещё в Exchange 2007 SP1, на форумах TechNet всё равно периодически возникают различные вопросы касательно интеграции CS и Exchange UM.

А что же мы хотим?

Зачастую, когда люди хотят/просят организовать взаимодействие CS и Exchange, они даже не понимают, что именно им нужно. Так что первым делом определим функционал, который возможно получить, и способы его достижения.

  1. Сохранение истории обмена мгновенными сообщениями, отображение информации из календаря в Office Communicator (OC), статус доступности и меню коммуникаций в контекстном меню контактов в Outlook. Все вышеперечисленное достигается за счёт взаимодействия OC c Outlook и c Exchange посредством MAPI и EWS (последние обновления для OC 2007 R2, OC "14").
    1. Для взаимодействия OC <-> Outlook нужно, чтобы профиль в Outlook по умолчанию указывал на почтовый ящик пользователя в Exchange.
    2. Для использования EWS, на серверах Exchange с ролью Client Access Server (CAS) должны быть установлены сертификаты, выпущенные центром сертификации, которому доверяют клиенты (обычно, корпоративным или публичным ЦА).
    3. Для возможности подключения с компьютеров из сети Интернет и/или не зарегистрированных в том же лесу Active Directory, что и Exchange, необходимо настроить Exchange Autodiscover.
  2. Стандартный функционал Exchange UM (голосовая почта, голосовой доступ к почтовому ящику, автосекретарь, личный автосекретарь) ПЛЮС сохранение информации о пропущенных вызовах в почтовом ящике при выключенном OC, звонки сразу на голосовую почту из OC, голосовой доступ к почте из ОС без необходимости авторизации. Данный функционал обеспечивается за счёт взаимодействия Exchange UM <-> CS. Если вы не используете CS в качестве УАТС, то, для получения функционала голосовой почты, Exchange UM нужно «натравливать» не на CS, а на вашу УАТС.
  3. Возможность видеть статус доступности контактов и обмениваться с контактами мгновенными сообщениями из Outlook Web App достигается за счёт настройки взаимодействия Exchange CAS и CS.

О настройке взаимодействия серверов Exchange с ролью Client Access Server и Communications Server я расскажу в другой статье, а сейчас вернёмся к Unified Messaging.

Unified Messaging.

 Для начала для тех, кто не в курсе, краткая информация о функционале Exchange UM.

Голосовая почта.

На вашей IP-УАТС вы указываете на IP-адрес сервера Microsoft Exchange с ролью Unified Messaging (сервер UM как на сервер голосовой почты. В результате, не отвеченные в течение указанного вами на IP-УАТС времени вызовы приходят на сервер UM. Вызовы приходят в виде sip-сообщений с дополнительным полем, говорящим, что первоначально вызов был на номер абонента АТС и с указанием этого самого номера.

Exchange UM:

  • ищет, кому из пользователей Exchange c активированным функционалом UM принадлежит этот номер
  • проигрывает сообщение, записанное пользователем, или стандартное приветствие с предложением оставить голосовое сообщение
  • записывает голосовое сообщение (если звонящий не повесит трубку, обнаружив автоответчик J).
  • предлагает пользователю через DTMF указать параметры сообщения
  • отправляет сообщение в виде письма с прикреплённым голосовым файлом через ближайший Exchange HUB в почтовый ящик пользователя.

Дополнительно, если разрешено политикой UM, пользователь Exchange UM через ECP может создать персональный автосекретарь.

Outlook Voice Access

Голосовое управление почтовым ящиком. Удобный способ прослушать последнюю почту, стоя в утренней пробке. Но не только. Полная схема меню голосового управления представлена по ссылке http://technet.microsoft.com/ru-ru/library/bb397228(EXCHG.140).aspx

UM Auto Attendant

В отличие от Америки, городские номера в нашей стране стоят приличных денег, и большинство компаний предпочитают экономить. Существует несколько способов сэкономить на городских телефонных номерах:

  • Оставить кого-то без возможности получать вызовы из ТфОП;
  • Раздать номера на группы сотрудников, так что при вызове телефон звонит у каждого сотрудника отдела;
  • Нанять секретарей, разбирающих вызовы и переводящих на нужного сотрудника;
  • Установить автосекретарь, предлагающий набрать добавочный номер и соединяющий с нужным сотрудником.

Обычно 4-й пункт сочетают с третьим, чтоб клиенты, не знающие номер сотрудника, переводились на секретаря, которому можно называть просто фамилию.

По умолчанию, в Exchange UM Auto Attendant от звонящего ожидают, что тот в ответ на запрос произнесёт или наберёт через DTMF полное имя абонента. Возможно, это поможет сократить количество секретарей крупной компании или разгрузить секретаря в небольшой. Кто-то всё равно должен будет получать вызовы от незнающих, кто им нужен, но теперь количество таких вызовов будет снижено.

Для набора номера вместо имени нужно нажать ‘#’. При желании, можно переключиться в «классический» режим, отключив поиск номера по имени.

Отзвон на телефонный номер

Возможность заставить сервер UM позвонить на указанный пользователем телефонный номер. Из меню голосового сообщения в Outlook можно организовать вызов на номер мобильного, чтоб прослушать важное сообщение, если под рукой нет гарнитуры, и вы не хотите, чтоб сообщение было услышано. Из ECP таким образом можно оставить голосовое сообщение для вызовов, подпадающих под правило персонального автосекретаря.

Сообщения о пропущенных вызовах

Работает только с Communications Server 2007 и выше. Если пользователю OCS с подключённым функционалом Enterprise Voice и Exchange UM поступает вызов, а затем сброс, сервер CS отсылает на Exchange SIP-сообщение, которое Exchange UM преобразует в почтовое сообщение с информацией о пропущенном вызове.

Сценарий интеграции

Для настройки взаимодействия Exchange UM и OCS 2007 R2 / СS "14" необходимо выполнить следующие действия:

  • Установить сервер Microsoft Exchange с ролью Unified Messaging
  • Создать UM Dial Plan (номерной план) и ассоциировать сервер UM с UM Dial Plan
  • При необходимости, настроить UM Mailbox Policy (политики UM)
  • Создать UM Auto Attendant (автосекретарь)
  • Выписывать и применить SSL сертификат для роли Exchange UM
  • Создать разрешения для CS в организации Exchange и виртуальный шлюз, олицетворяющий пул CS при помощи скрипта ExchUCUtil.ps1
  • Создать контакты в CS для Exchange UM при помощи инструмента OcsUMUtil

Установка сервера Microsoft Exchange c ролью Unified Messaging

 В рамках статьи будем считать, что CS и Exchange у вас уже развёрнуты.

Значит теперь нужно развернуть сервер Exchange Unified Messaging, а ещё раньше подготовить сервер к установке Exchange UM. Ставить будем на Windows Server 2008 R2. С выходом Exchange 2010 SP1, мастер установки может устанавливать необходимые компоненты OC автоматически, так что подготовка включает только установку:

Способ установки зависит от того, ставим мы роль UM на выделенный сервер либо в дополнение к уже установленным ролям.

  • В первом случае запускаем мастер установки из дистрибутива.
  • Во втором, заходим в Control Panel, выбираем Programs and Features, ищем и выделяем Microsoft Exchange Server 2010 и нажимаем Change.

Так или иначе, мы попадаем в мастер установки Exchange, где нужно выбрать Unified Messaging Role.

По окончании работы мастера скачиваем и устанавливаем русский голосовой пакет для Exchange 2010 SP1 с http://www.microsoft.com/downloads/details.aspx?displaylang=en&FamilyID=ee7d3f0e-81bd-46ce-8f23-a38199e2c6ee

Создание UM Dial Plan

UM Dial Plan определяет номерной план для пользователей Exchange UM, а также параметры взаимодействия Exchange UM с голосовыми шлюзами и / или IP-УАТС компании. Также Exchange UM определяет функционал, доступный при вызове на номер Outlook Voice Access.

UM Dial Plan привязывается к объектам серверов Exchange UM. Это означает, что сервер UM готов принять вызов на номер / sip адрес UM Dial Plan и обработать его в соответствии с правилами политик UM Dial Plan.

Итак, для установки UM Dial Plan, сначала открываем Exchange Management Console и создаём UM Dial Plan через Organization configuration / Unified Messaging / New UM Dial Plan.

В мастере создания UM Dial Plan указываем:

  • Количество цифр в номерах пользователей. Обычно, внутренние (добавочные) номера.
  • URI Type – SIP URI. Это означает, что на вход мы готовы получать не телефонные номера, а SIP-адреса пользователей CS.
  • VOIP Security – Secured. Значит, будет шифроваться как сигнальный (SIP), так и голосовой (RTP) трафик. По умолчанию, клиенты CS работают именно в таком режиме.
  • Country/Region code – 7 для России.
  • UM Servers – только что установленный нами сервер.

Одно замечание. Не указывайте пробелы в имени UM Dial Plan, ниаче из CS нельзя будет позвонить на номер автосекретаря. И, соответственно, из ТфОП. Причем позвонить на номер  UM Dial Plan будет можно. Вот такая загадка.

По завершении работы мастера:

  • Заходим в настройки созданного нами UM Dial Plan и указываем Русский в поле Default language и номер голосовой почты в поле Subscriber Access.
  • В свойствах сервера UM выбираем TLS в поле Startup Mode.

Как альтернатива, создать и настроить UM Dial Plan можно командами ‘New-UmDialPlan’ и ‘Set-UmServer’ в EMS.

Любопытно, что пока UM Dial Plan не ассоциирован с сервером UM, на который установлен соответствующий голосовой пакет, в свойствах UM Dial Plan видно только один язык — en-US. Однако, параметр DefaultLanguage (значение ru-ru или просто ru для русского языка) в командах ‘New-UmDialPlan’ и ‘Set-UmDialPlan’ работает, так что, после ассоциации с «правильным» сервером (‘Set-UmServer’), язык меняется на указанный в команде ранее.

Настройка UM Mailbox Policy

По умолчанию, при создании UM Dial Plan, создаётся также и UM Mailbox Policy с именем <имя UM Dial Plan > Default Policy. К одному UM Dial Plan может быть привязано несколько UM Mailbox Policy. При активации Unified Messaging для пользователя Exchange, мы указываем UM Mailbox Policy, тем самым определяя UM Dial Plan и доступный пользователю функционал UM. Рекомендаций по настройке UM Mailbox Policy давать не буду, так как здесь всё индивидуально. Скажу только, что для русского языкового пакета функция Voice Preview (преобразование голосовой почты в текст) не работает вне зависимости от выставленных настроек, так что не удивляйтесь. J

Создание автосекретаря

Создать Exchange UM Auto Attendant можно, как и UM Dial Plan, в Management Console через боковое меню Organization configuration / Unified Messaging.

Основные нюансы:

  1. Exchange UM Auto Attendant привязывается к существующему UM Dial Plan
  2. Номера UM Auto Attendant (Pilot identifier list) должны быть в формате E.164 c "+" в начале номера
  3. Если НЕ выбрать create auto attendant as speech-enabled и оставить прочие параметры по умолчанию, имена сотрудников звонящим придётся набирать с телефонной клавиатуры.

Если требуется «классический» автосекретарь, то speech-enabled не включаем, а в свойствах UM Auto Attendant отключаем Auto attendant is enabled for directory lookup.

Подготовка SSL сертификата

Сначала сертификат нужно выписать и установить на сервер UM. Основное требование – FQDN имя сервера UM в поле common name сертификата. Легче всего подготовить запрос на сертификат и импортировать сертификат через Exchange Management Console (контекстное меню сервера в Server configuration).

После установки сертификата на сервер UM, необходимо ассоциировать сертификат с ролью Unified Messaging. Сделать это также можно через EMC в контекстном меню сертификата либо через EMS командой Set-ExchangeCertificate.

Теперь, чтобы новый сертификат действительно «подхватился», нужно перезапустить службу Microsoft Exchange Unified Messaging.

Запуск скрипта ExchUCUtil.ps1

Скрипт делает три вещи:

  • раздаёт права, необходимые CS;
  • создаёт в Exchange объекты UM IP Gateway, указывающие на пулы CS;
  • создаёт в Exchange объекты UM Hunt Group свзывающие UM IP Gateway и существующие UM Dial Plan для которых URI Type выставлен в SIP URI.

Запускать скрипт нужно из каталога с файлом скрипта. По умолчанию: ‘C:\Program Files\Microsoft\Exchange Server\V14\Scripts’.

Запуск скрипта в PS начинается с указания пути к файлу. В нашем случае ‘.\’, то есть выполняем команду ‘.\ExchUCUtil.ps1’ без кавычек.

Проверяем выполнение повторным запуском скрипта той же командой, но с параметром –verify. Может пройти до нескольких минут, прежде чем ExchUCUtil.ps1 отработает до конца. Не пугайтесь, если сразу по выполнении последняя часть отчёта будет пустой. Повторите ‘.\ExchUCUtil.ps1 –verify’ чуть позже.

Запуск инструмента OcsUMUtil

Пока ещё CS не знает о существовании в нашей организации Exchange UM. Чтоб исправить ситуацию, запускаем инструмент OcsUMUtil. Файл OcsUMUtil.exe есть на любом сервере CS, начиная с версии OCS 2007, в том числе и на CS "14". По умолчанию, для OCS 2007 R2, он расположен в каталоге ‘C:\Program Files\Common Files\Microsoft Office Communications Server 2007 R2\Support’.

В открывшемся меню нажимаем Load Data и выбираем наш UM Dial Plan (тут он будет записан с доменным суффиксом).

Теперь по очереди добавляем контакты для Subscriber Access (голосовая почта и голосовое управление почтовым ящиком) и Auto-Attendant (автосекретарь).

Для каждого контакта создается соответствующий объект в AD.  Тут все просто. Замечание одно. Имя по умолчанию всегда такое-же как у UM Dial Plan, a sip адрес по умолчанию — <имя UM Dial Plan>.<доменный суфикс>@<sip.domain>. Так что, создав контакт для  Subscriber Access просто нажав ОК, не удивляйтесь на ошибку при создании контакта для Auto-Attendant в том же UM Dial Plan.

 

И не пугайтесь красного знака на напротив имени Dial Plan. Как видно из коментариев к нему — если у нас версия Exchange 2010 SP1 то можно не обращать на него внимания.  

Активация UM для пользователя Exchange

Желательно, чтобы у пользователя был заполнен телефонный номер в AD (атрибут TelephonyNumber) и чтобы пользователь был подключён к CS. В этом случае, при активации UM у вас спросят только Unified Messaging Mailbox Policy.

К сожалению, через EMC можно активировать Exchange UM только одному пользователю за раз, но никто не мешает использовать EMS и связку Get-Mailbox + Enable-UMMailbox.

Напоследок

Главный индикатор того, что у вас всё получилось – у пользователя в коммуникаторе появились новые пункты в меню переадресации вызовов.

В случае проблем используйте команду Test-UMConnectivity (Exchange) и logging tool (CS). Если у вас уже CS "14", то помочь может Monitoring Server, в котором теперь отображается не только факт вызова и его качество, но и причина сбоя, если сбой был.

комментария 3 to “Настройка взаимодействия Exchange 2010 SP1 и Communications Server. Часть 1. Exchange UM”

  1. Argon Says:

    Хочу спросить, хорошо ли вашу речь понимает русский Unified Messaging. В моей организации 30 % контактов по голосу не находятся, причем фамилии самые разные, в том числе совсем простые на человеческий слух.

    Также некоторые команды не воспринимаются, как будьто тетенька говорит вы можете сказать одно, а ждет в ответ немного другого (такое ывает в переводных продуктах). Увидеть бы карту возможных голосовых команд.

    Также, предлагаю дополнить статью тем, чтобы прописать в диалплане эксченджа возможность эксченджа самому звонить на внешку (для того чтобы ПОЗВОНИТЬ НА МОБИЛЬНЫЙ или плей он фоун). По умолчанию эксчендж может звонить только на sip uri, а на номера — обивает сразу.

  2. Александр Донин Says:

    1. По опыту, на вероятность распознавания влияет мощность сервера и количество пользователей, имена которых нужно распознать. Так что, про вашу ситуацию сказать ничего не могу.
    2. Ссылку на карту команд в статье я дал
    http://technet.microsoft.com/ru-ru/library/bb397228(EXCHG.140).aspx
    3. Возможно, как появится время. Пока только могу дать напрвление:
    нужно выделить диапазоны номеров, на которые Exchange может звонить. Создать диапазон и дать разрешение звонить на него. И то и другое можно сделать через GUI

  3. Argon Says:

    1. По опыту моих инсталляций, что в ограниченной виртуалке, что на выделенном мощном сервере, такие контакты как, например, «Мария Волкомурова» или «Дмитрий Кекин» одинаково не распознаются из Справочника, но замечательно распознаются, если их занести в Личные контакты. Со справочником в тыщи контактов не работал. Но там думаю, может быть только хуже.

    Еще косяк: нашел контакт по имени, послушал о нем инфу, «говоришь найти другой контакт» — немедленно начинают записывать голосовое сообщение. Явно, баг.

    Есть ли вообще какие рекомендации по улучшению распозноваемости? Или может доступный какие-то настройки, обучение?

    2. Вот увидеть бы такую карту для голосовых команд, а не тональных. Они отличаются по тексту, а я доумаю, речовому анализатору нужно говорить именно то, что он ждет, буква-в-букву.

    3. Это пожелание для статьи, сам то я уже сделал🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: