Старости и новости Remote Call Control

 RCC и с чем его едят

Remote Call Control (RCC) – технология, позволяющая управлять телефоном, подключенным к какой-либо телефонной станции из программного клиента (Office Communicator / Lync) без необходимости расширения клиента. RCC позволяет из программного клиента принять телефонный вызов, выполнить вызов, переключить входящий или текущий вызов на другого пользователя. При этом соответствующие действия будут выполнены на аппаратном телефоне, подключенном к другой телефонной станции. Статус пользователя во время телефонного разговора изменяется на «говорю по телефону».

Сама технология была придумана задолго до того как Microsoft примеил её в LCS 2005 SP 1 и называется Computer Supported Telecommunications Applications (CSTA).  Для работы CSTA от MS требуется промежуточный сервер, переводящий запросы стандарта TR/87 в запросы понятные АТС. Общая схема решения приведена на рисунке ниже.

Программный клиент через сервер MS и TR/87 Proxy регистрируется в качестве источника управления вызовами телефонного аппарата, подключенного к АТС. На клиент приходит информация о событиях на телефоне. Команды клиента передаются на телефон.

 Старости🙂

 Глава 1. LCS

Впервые RCC появился в Microsoft Office Live Communications Server 2005 SP1. В то время это был очень хитрый маркетинговый ход. В Microsoft понимали перспективы рынка IP телефонии и свою неготовность к выходу на этот рынок.

В то же время, удобный интерфейс всегда был одним из главных достоинств Microsoft. На этом и решили сыграть.

Набрать одиннадцатизначный номер мобильного телефона парой кликов мыши или видеть, готов ли ваш коллега принять телефонный вызов – неплохое расширение функционала телефонной станции.  Под этим соусом решение и подавалось. И производители АТС «купились», на перебой предлагая свои решения по интеграции с Microsoft LCS / OCS. Ведь, RCC стал конкурентным преимуществом. Нет у тебя, но есть у конкурента – купят конкурента. Так производители АТС сами начали раскручивать своего будущего конкурента.

 Глава 2. OCS 2007

Выход на рынок Microsoft Office Communications Server 2007 происходил довольно весело. В это время в Microsoft начали активно продвигать понятие Unified Communications (UC). Все коммуникации в одном. Синергия в чистом виде. За полгода до выхода OCS маркетинг Microsoft был уверен, что их разработчики выведут на рынок настоящую бомбу, которая будет на голову выше любой АТС. Однако ближе к выходу об этом начали забывать, всё больше вспоминая прежнюю концепцию расширения функционала АТС. Только изредка звучало скромное: «а для тех, кому нужно больше функционала, возможен полный переход на OCS». От телефонных аппаратов предлагали полностью отказаться и переходить на USB гарнитуры. Из RCC вырезали возможность переадресации вызовов по расписанию.  Остальной функционал остался, но отставание от возможностей телефонии на OCS появилось не из-за этого. Удаленный доступ и конференции. Возможность делать телефонные вызовы из сети Интернет без использования VPN и мышкой собирать телефонную конференцию были отличным поводом перейти на использование OCS как телефонии. К сожалению, доводов против было намного больше, так что RCC использовался повсеместно, как одна из причин внедрения Office Communications Server.

Для того, чтобы побудить людей попробовать использовать OCS в качестве АТС был придуман еще один маркетинговый ход – Dual forking. При грамотной настройке — входящий вызов поступал как на АТС так и OCS. Предполагалось, что при работе из Интернет вы ответите в программном клиенте и будите говорить через гарнитуру, а на рабочем месте продолжите использовать ваш старый телефон. Самый «козырный» сценарий (Dual Forking + RCC) был доступен только с АТС основного партнера MS в области телефонии на тот момент – Nortel CS 1000.

Есть мнение, что RCC в OCS 2007 оставили как раз, чтоб обеспечить отображение статуса доступности при разговоре с телефона в режиме Dual Forking + RCC. Но идею Dual Forking производители АТС не поддержали. И почему бы это?🙂

 Глава 3. OCS 2007 R2

Microsoft Office Communications Server 2007 R2 стал логичным предложением идей, заложенных в OCS 2007. Телефония развивалась и достигла приемлемого уровня, достаточного для внедрения на небольших предприятиях (если закрыть глаза на отсутствие нормальных телефонов), в то время как наличие RCC до самого релиза ставилось под сомнение.

Тем не менее, RCC сохранился в прежнем объеме. Теперь уже RCC стал оружием производителей АТС в борьбе против MS. Оставьте Microsoft ПО, а телефонию нам. Каждый делает то, в чем лучше разбирается. Говоря так, тем не менее, основные игроки на рынке активно пытались догнать Microsoft на его поле. Идея UC уже распространилась и все понимали, что просто IP-телефония скоро уже будет мало кого интересовать. Как IP-телефония постепенно заменила аналоговую, так UC решения постепенно заменят собой обычные средства коммуникаций, включая IP-телефонию «без наворотов».  Независимые аналитики прогнозировали в недалеком будущем борьбу за рынок UC между гигантами Cisco и Microsoft.

 Глава 4. Lync Server 2010

Lync Server вышел на рынок всё так же с поддержкой RCC. Это был вынужденный ход. Слишком много заказчиков, которых нужно было пересадить на Lync Server, активно использовали RCC.  

Для Microsoft в Lync Server 2010 RCC стал тем же, чем Public Folders в Exchange Server. И хочется выкинуть, да все используют. Функционал RCC опять урезан. На этот раз, пользователи RCC лишились возможности участия в видео конференциях Lync Server. Судя по всему, это ошибка, которую не стали исправлять, пожалев время. Возможно, функционал вернут в одном из патчей, если будет много «криков» от заказчиков.

Взамен, в Microsoft предложили протокол обмена статусами доступности между АТС. Такая же мертворожденная идея как Dual Forking + RCC и Advanced Gateway. Обе идеи поддержали по одному производителю, да и то, когда в MS к самим идеям уже охладели. :-) 

Обещанная конкуренция идет полным ходом (сам принимал участие в паре крупных проектов / битв Cisco vs MS) и RCC используется, как последний аргумент против полной миграции на Lync Server c других платформ.

 Кому я должен — я всем прощаю

C RCC у Microsoft связана интересная ситуация. Microsoft поддерживает технологию, но не поддерживает реализацию. Что это означает? Если вы настроите один компонент  Lync Server без оглядки на Supportability Guide, а проблемы будут с другим компонентом, техническая поддержка может отказаться решать вашу проблему пока первый компонент не будет настроен. Поддержка технологии означает, что использование RCC разрешено. Однако, если возникнут проблемы именно с работой RCC, и вы обратить непосредственно в Microsoft, вам ответят, что вам следует обратиться к тому, кто заявил, что их решение работает с Microsoft Lync Server 2010 в режиме RCC.

 И что теперь?

За прошедшие две недели сразу два производителя заявили о поддержке RCC с Lync Server 2010.

Cisco поддерживает RCC c Lync Server 2010 при использовании  Cisco Unified Communications Manager 8.x и Cisco Unified Presence 8.5.2. На самом деле, все отлично работает и на старых версиях CUCM и CUPS. Но зачем Cisco поддерживать интеграцию последней версии продукта конкурента со старой версией своего продукта? Так можно постепенно быть вытесненным из заказчика. http://www.microsoft.com/download/en/confirmation.aspx?id=11530

В Avaya добавили поддержку RCC с Lync Server в AE Services R6.1.1. К слову, в данном случае, добавили поддержку, значит, устранили недочет, вызывающий сбой. До AE Services R6.1.1 настроить RCC между Lync Server и Avaya Session Manager было нельзя. http://support.avaya.com/css/P8/documents/100144425

На этом можно и закончить рассказ об истории небольшой технологии, которая несколько лет двигала прогресс вперед и повышала эффективность бизнеса. Сейчас использование RCC не окупается. Правильный вариант — выбрать одну платформу, а не платить сразу двум производителям. Я совсем забыл упомянуть про лицензирование. В LCS / OCS функционал RCC требовал лицензии Enterprise CAL, а в Lync – Plus CAL. Те же лицензии требуются для функционала телефонии и стоимость, соответственно одинакова. Но в дополнении к  RCC  вам нужно иметь оплачивать еще и поддержку существующей телефонии, и ограничивать себя в функционале.

 

комментариев 8 to “Старости и новости Remote Call Control”

  1. Argon Says:

    Саша, спасибо за статью! Очень интересно и позновательно.

  2. Владимир Says:

    Спасибо! Про RCC отлично, а что скажете про интеграцию с Cisco CallManager в режиме Enterprise Voice?

  3. Александр Донин Says:

    Спасибо за комментарии!

    Владимир, а что конкретно Вы хотите прочесть? очередная инструкция по настройке данной интеграции недавно была выпущена MS
    http://www.microsoft.com/download/en/confirmation.aspx?id=26800
    Или интерисует что-то другое?

    • Владимир Says:

      В режиме Lync Enterprise Voice (SIP) +CUCM есть опасения, что не будет гарантированной надёжности в видео-связи между абонентами Cisco и Lync. Нет ткже понимания, какие голосовые шлюзы потребуются. Как я понимаю, Cisco C38хх например, не тестировалось под нагрузкой с Lynk. Они рекомендуют аудиокродес..
      Непонятно, сколько доп.ресурсов (на CUCM) потребуется на масштабирование..(нужен транскодинг!) и т п

  4. Владимир Says:

    Александр, спасибо! Свеженькая, июль 2011!…)
    Конкретно я имел в виду, что поставщик рекомендует интегрировать с CallManager не по RCC, а именно по Enterprise Voice. Может быть, у Вас уже есть опыт? В этом варианте какие узкие места?
    Спасибо!

  5. Александр Донин Says:

    Видимо, тут ошибка понимания: что есть Enterprise Voice и что есть RCC.
    http://www.itcommunity.ru/blogs/alexander_donin/archive/2008/12/31/44918.aspx
    по ссылке в прошлом коментарии, инструкция по Direct SIP (связка IP-АТС — IP-АТС без шлюза) между Lync Server и Cisco Call Manager. В документе как раз и расписаны узкие места.

  6. Сопряжение с SIP-системами в продуктах серии Communications Server. От Trusted Host до Trusted Application. « Всё о Microsoft UC Says:

    […] телефонисты (RCC). Во вторую – производители систем ВКС. Как я уже писал, производители IP-телефонии охладели к RCC в «эпоху» OCS […]

  7. Старости (ноябрь11 – февраль 12) « Всё о Microsoft UC Says:

    […] Lync,  для которых включен режим Remote Call Control (RCC). Подробнее – тут. Кроме того, стоит отметить […]

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: